Мы с вами уже рассмотрели тему неравенства английских глаголов. Это
ЗДЕСЬ.
Сейчас мы ещё раз, более подробно и чётко рассмотрим эту тему.
Самая большая трудность английской грамматики для русскоязычных учеников – построение вопросов и отрицаний. Речи без них не существует, составлять их наугад, «методом тыка», как невольно пытаются начинающие, – безнадёжно. По этой теме проходит как бы водораздел строя русской и английской речи – в ней необходимо разобраться.
В английском языке (и в этом полная аналогия с русским) глаголы различаются по частоте употребления. Так, глагол
to be (быть, находиться, являться) встречается едва ли не столь же часто, как все остальные глаголы вместе взятые. Однако в английском языке (и здесь полный контраст с русским) это количественное различие переходит в качественное: несколько самых важных глаголов подчиняются другим правилам, нежели все остальные.
Итак, ПРИНЦИП 1:Глаголы английского языка обладают неравными грамматическими возможностями и делятся по этому признаку на две группы: сильные и слабые. Сильных глаголов всего 10, из них широко употребляются всего шесть
(to be, can, must, may, shall, will); любые формы этих глаголов, такие как
could или
should, также являются сильными. Все остальные глаголы – слабые. В русском языке такого деления нет, с точки зрения грамматики глаголы в нем равноправны. А в английском это различие маскируется еще и тем, что в простых утвердительных фразах все глаголы ведут себя, в общем, одинаково:
He is a pilot.We can fly.You may come in. (Это сильные глаголы.)
I go to Florida.We travel together.They watch TV. (Это слабые глаголы.)
Принципиально по-разному они ведут себя в целом ряде ситуаций, о которых лингвисты в Англии и Америке написали целые тома. Есть при этом одно обстоятельство, важное только для нас: это как раз те места, где «спотыкаются» русскоязычные ученики. Поэтому не будем мудрить, назовем их грамматическими сложностями или барьерами и сформулируем
ПРИНЦИП 2:Сильные глаголы преодолевают грамматические барьеры самостоятельно, а слабые этого сделать не могут и нуждаются в помощнике, который называется вспомогательным глаголом.Первый пример грамматической сложности – построение вопросов. Правило тут такое: надо поменять местами подлежащее и сказуемое (т.е. установить обратный порядок слов). Иначе говоря, глагол должен выйти вперед. Для сильных глаголов здесь нет проблем:
This is interesting. – Is this interesting? – Это интересно. – Это интересно?You can do it. – Can you do it? – Ты можешь сделать это. – Ты можешь сделать это?Слабые глаголы не могут перейти в предложении на другое место. Но ведь правило требует, чтобы перед подлежащим появился глагол. И язык пошел таким путем:
появляется вспомогательный глагол, задача которого в том, чтобы встать перед подлежащим и этим показать, что предложение является вопросом.They sleep. – Do they sleep? – Они спят. – Они спят?I want to cancel my flight. – Do you want to cancel your flight? – Я хочу отменить полёт. – Вы хотите отменить полёт?Обычно в роли вспомогательных выступают сильные глаголы, но
to do почему-то не удостоился этого звания. Поэтому в предложении он может фигурировать дважды – в грамматической и в смысловой роли:
What do you do for a living? – Чем вы занимаетесь (на что живете)?На этом месте можно сделать два дополнительных замечания.
Сильный глагол остается таковым в любой своей форме
(shall – should, will – would, а у
to be таких форм несколько):
Was he in London last week? – Был ли он в Лондоне на прошлой неделе?Удивительная история произошла с глаголом
to have. В британском варианте языка он всегда был сильным, поэтому он используется как вспомогательный для времен группы
perfect. Однако американцы «разжаловали» его в слабые:
Do you have change? – У вас есть сдача?Do you have any questions? – У вас есть вопросы?Построение английских отрицанийТеперь обратимся к отрицаниям. Если в предложении есть сильный глагол, то для построения отрицания нужна только частица
not после него.
He is not a captain. – Он не капитан.You must not smoke. – Вам нельзя курить.Если же сильного глагола нет, то перед слабым глаголом появляется вспомогательный
to do, за которым и пристраивается частица
not.
I
do not understand you. – Я Вас не понимаю.They do not speak English. – Они не говорят по-английски.Нам остался еще один серьёзный момент. Вы, наверно, заметили, что слабые глаголы появлялись на этот раз только в 1 и 2 лице – ведь в 3 лице есть еще дополнительная сложность (окончание –
s). Итак, что же делать, если надо преодолеть сразу два барьера? Ответ на этот вопрос и звучит как
ПРИНЦИП 3:Если слабый глагол, уже воспользовавшись помощью вспомогательного, нуждается еще в каком-либо изменении своей формы, то все эти дополнительные изменения берёт на себя вспомогательный глагол. I smoke. – I do not smoke. – He does not smoke. – Я курю. – Я не курю. – Он не курит.Where do you live? – Where did she go? – Где ты живешь? – Куда она пошла?В заключение обратите внимание на одну деталь. В вопросительном предложении располагаться впереди глагола (сильного или вспомогательного) может только вопросительное слово. Если это слово привязано к существительному (например,
какой дом? сколько детей?), то разделить их нельзя и оба они становятся впереди.
What languages can you speak? – Какие языки ты знаешь?How many tickets do you want? – Сколько билетов ты хочешь?Однако, проскочив вперед, существительное может прихватить с собой и прилагательные. Так что не удивляйтесь, если иногда собственно вопрос оказывается где-то в конце фразы.
How many new interesting English books do you have?Если Вы хотите ознакомиться с другими статьями по английской грамматике, рекомендую заглянуть СЮДА: https://ang-det.ru/articles-for-students